«Аритмия» Бориса Хлебникова: мое сердце замерло
Лучшим фильмом фестиваля «Кинотавр» стала «Аритмия» — новая работа режиссера Бориса Хлебникова получила Гран-при и приз зрительских симпатий. Актер Александр Яценко удостоен приза за лучшую мужскую роль.
«Аритмию» уже многие успели сравнить с «Нелюбовью» Андрея Звягинцева. Фильм Хлебникова не манифест, не политическое измышление, не социальная драма, а тихая, пробирающая до глубины души почти трагикомедия о семейной паре медиков, переживающих первый кризис в отношениях. В которой тем не менее видна вся сегодняшняя Россия, а главное — живущие в ней люди.
Появившийся в начале 2000-х режиссер Борис Хлебников остался голосом своего поколения тридцати-, а теперь уже сорокалетних тихих интеллигентов, выпивающих на кухне, не пытающихся изменить мир, а лишь скромно выполняющих свою работу. В объективе Хлебникова, главного представителя волны «новых тихих», оказывались безработные («Свободное плавание»), гастарбайтеры («Сумасшедшая помощь»), столичная богема («Пока ночь не разлучит»), неудавшийся фермер («Долгая счастливая жизнь»), теперь Хлебников решил рассказать о медиках.
Олег — талантливый врач скорой помощи, на его счету множество спасенных жизней, ложных вызовов, любимая работа, о которой он не хочет говорить дома, переживая всю боль за своих пациентов внутри себя. Его жена Катя работает в приемном покое, куда бесконечно привозят пациентов — с признаками инфаркта, переломами, ножевыми ранениями. Она профессионал, лихо делающий свою работу, но больше ее заботит семейная жизнь. Олег и Катя уже несколько лет живут вместе и переживают кризис в отношениях. Они друзья, но не любовники, вспыхнувшее в институте чувство уже, кажется, угасло. Кате недостает внимания, и она хочет развестись с Олегом, а он боится ее потерять, как уже терял многих своих пациентов. Опытный врач, он понимает, что за констатацией смерти ничего нет: ни света в конце тоннеля, ни рая, ни ада, ни других иллюзий. Как не будет их и после развода — смерти отношений.
Фильм Хлебникова с точным, пусть и не самым кассовым названием — «Аритмия», разгоняется постепенно, пульс картины то еле слышен, то пробивается на полную мощь, заставляя энергично биться сердца не только героев, но и зрителей. Центральная семейная сцена фильма — на небольшой кухоньке в доме главных героев под удивительно вписавшуюся в контекст песню «Наше лето» Валентина Стрыкало — работает словно разряд дефибриллятора.
Главные роли исполнили Александр Яценко, постоянный артист Хлебникова, и Ирина Горбачева, звезда Instagram и Мастерской Петра Фоменко, для которой это первая большая роль в таком кино.
«Мне нужен был полноценный герой, не жена главного героя, не обслуживающий персонаж. И когда Ира пришла на пробы, она не только как актриса, но и как человек четко транслировала, что она невероятный товарищ и личность», — рассказал Хлебников.