Апрель 27, 2018

КИНОТАВР 2018: фильмы кинокомпании СТВ в основном конкурсе 29-го Кинотавра

Сегодня на пресс-конференции 29-го Открытого Российского Кинофестиваля «Кинотавр» объявлена конкурсная программа и жюри фестиваля.

Мы рады, что фильмы кинокомпании СТВ «Сердце Мира» режиссера Наталии Мещаниновой и «История одного назначения» режиссера Авдотьи Смирновой вошли в основной конкурс.

Драма «Сердце Мира» выйдет в прокат 27 сентября 2018 года. Дистрибуцию фильма осуществляет компания «Наше Кино».

Сценарий кинокартины был написан Наталией Мещаниновой при участии Степана Девонина и Бориса Хлебникова.

Предыдущая совместная работа Мещаниновой и Хлебникова — фильм «Аритмия» — стал триумфатором кинофестиваля Кинотавр 2017 года ( Гран-при, приз за главную мужскую роль и приз зрительских симпатий), а также получил признание многих других российских и международных кинофестивалей и кинопремий. В прокате фильм собрал более 87 890 000 рублей.

В центре сюжета новой режиссерской работы Наталии Мещаниновой – молодой ветеринар Егор, который работает на одной из тренировочных станций для охотничьих собак где-то в глуши. Лисы, олени, барсуки, собаки — это его жизнь. Живет он в пристройке рядом с домом хозяина. Лечит зверье, чистит клетки, следит за рабочими, встречает клиентов и их собак. С животными ему проще, чем с людьми. Он берется за любую работу, лишь бы стать своим для хозяина станции Николая Ивановича и его близких. Егору хочется почти невозможного – стать частью этой семьи.

Наталия Мещанинова: «У меня есть племянник Олег. Он в каком-то смысле является прототипом нашего главного героя. Так случилось в его жизни, что он был совершенно не нужен своей семье, и оказался на улице, затем в приемнике, затем в детдоме и далее-далее-далее…. «Сердце мира» — это моя попытка в какой-то степени исправить судьбу Олегу посредством кино. То есть – создать такого героя, который не смог простить мать, не смог повзрослеть, не смог справиться со своим страхом, гневом, обидами – но в его жизни появляются люди, семья, которая его не бросает. И у него есть шанс все-таки излечиться. Это очень важный разговор для меня. Есть боль – и с ней можно попробовать сладить. Как самому герою, так и людям рядом с ним. «Плохое прошлое» — это еще не судьба, и не диагноз. Это прошлое. А можно помочь создать то настоящее, которое даст человеку возможность вынырнуть из своего страшного колодца. В работе над сценарием я все время думала, как непрямым образом можно показать «недоласканность» героя. У нас в фильме вообще все плохо умеют коммуницировать, разговаривают неумело, как могут. И главный герой в том числе. Он боится, что ведет себя не так, что может быть наказан, нелюбим, что его отвергнут люди. И тогда появился этот удивительно-ласковый мир животных.

Мы работали над сценарием год. Как ни странно, эта история должна была быть про эко-террористов, но она очень странно деформировалась. После «Комбината Надежда» я понимала: надо же снимать. А что? Анна Моисеенко, которая собирала нам документальные материалы для «Аритмии», для этой истории тоже принесла большое количество отснятого материала. Но я никак не могла зацепиться за них. Мы даже разработали какой-то синопсис, но я поняла, что в этой истории меня ничего не цепляет. Тут вообще меня нет. Мы какое-то время сидели в отчаянии, не знали, что делать, а потом стали двигать эту историю в другую сторону.

В моей семье много животных, особенно собак. И про испытательные станции мы хорошо знаем. Я осознанно решила ввести в кино это неоднозначное отношение к тому, что такое охота, притравка, лисы, живущие в неволе, охотничьи собаки. Как они друг с другом взаимодействуют. И что все оказывается совершенно не так, как кажется постороннему взгляду… Стоит сказать, что в нашем кино вообще нет правых и виноватых, нет добрых и злых. Все люди находятся в поле своей собственной субъективной правоты (а реальность вообще не бывает объективной».

Борис Хлебников (автор сценария): «Честно говоря, моя заслуга в этой истории абсолютно минимальная, и мне кажется, с моей стороны была больше проделана редакторская работа, я просто читал варианты сценария и задавал вопросы. Ребятам было важно посоветоваться, а доводила последний вариант сценария Наташа сама и очень уверенно. Мне кажется, у Мещаниновой получился особенный жанр, такого почти магического реализма, где все невероятно реалистично, но мы находимся абсолютно внутри главного героя, и слышим, и считываем все-все-все абсолютно движения, которые у него происходят в голове и в эмоциях. В случае с «Аритмией», у нас была установка сделать реалистичное, но при этом по возможности жанровое кино. А здесь Мещанинова придумала совсем другой жанр, и это ужасно интересно».

«История одного назначения» выйдет в прокат 6 сентября. Дистрибуцию осуществляет компания The Walt Disney Company Russia.

«История одного назначения» — фильм о выборе, который предстоит сделать каждому из героев. О том, как легко порой перейти границу между добром и злом, и как эта граница неминуемо оказывается границей между свободой и несвободой, между жизнью и смертью. Это фильм о необратимости самых, казалось бы, незначительных поступков. И, конечно же, о том, как в юридическую пропасть падает судьба человека, в которой, как в зеркале, отражается нравственное состояние общества.

О предыстории создания фильма рассказывает режиссер Авдотья Смирнова: «Летом 2015 года я читала книгу Павла Басинского «Святой против Льва». Это вторая книга его толстовской трилогии, которая описывает отношения Толстого и Иоанна Кроштадского. И там есть маленькая главка, буквально на три страницы, «Спасти рядового Шабунина», в которой рассказывается история дела Василия Шабунина. И так меня эта история поразила, что мне захотелось снять по ней картину. «Для меня эта история про русский фатум. Про то, что у нас очень часто закон вступает в противоречие со справедливостью. И это вечное противоречие приводит к тому, что в каких-то случаях меняет человеческие судьбы, в каких-то ломает, а в каких-то и уничтожает. В одном из своих поздних писем Лев Николаевич писал, что эта история имела на него влияния значительно большее, чем имущественные успехи и разорения, чем успехи его литературы, и даже болезни и смерти близких. И именно она сделала Толстого абсолютно непримиримым противником смертной казни, которую он до самой своей смерти считал самым главным преступлением против человека. И его духовная борьба с государством, его понимание государства как аппарата насилия, также частично уходит корнями в эту историю».

«В нашем стереотипном представлении из школьного курса литературы Лев Толстой – это седобородый, мудрый старец. Но он не всегда был таким, – рассказывает исполнитель роли Толстого Евгений Харитонов о своем персонаже. – В молодости Толстой был довольно подвижным, шумным, громким. И работая над образом Льва Николаевича, которому в момент этой истории было 38 лет, мы, исходя из его творчества, из отзывов современников о нем, придумывали того Толстого, которого мы почти не знаем. Если говорить о моем герое, то это история о том, как происходит надлом человека, кажущегося глыбой, кажущегося большим и сильным. О том, как создается великое, и каким способом к этому можно подойти: кого можно сломать, кого можно погубить, что нужно понять, чтобы написать те вещи, которые написал Толстой. Эта история в большой мере о той стране, в которой мы жили, живем и будем жить».

Алексей Смирнов, сыгравший главного героя, поручика Григория Колокольцева, добавляет: «Мне кажется прелесть этого фильма в том, что это очень русская история, актуальная во все времена. Про то, что хотели, как лучше, а получилось, как всегда. Про то, как хорошие, приятные, порядочные люди в порыве своего благородства, нежности друг к другу, красоты и желания мировой справедливости, губят человека. И дальше им приходится как-то с этим жить».

Ирина Горбачева, сыгравшая в фильме Софью Андреевну Толстую, признается: «О молодых Софье Андреевне и Льве Николаевиче никогда ничего не снимали. И степень ответственности от уровня личности, к которой ты хочешь прикоснуться, изложить ее в том виде, в котором ее еще не видели, невероятно повышается. Ведь нужно не просто показать женщину той эпохи в корсете, кринолине и с прической, а живого человека со своим бытом, со своим хозяйством, со своими заботами и хлопотами. Мне кажется, эта история про выбор. Про то, что у каждого из нас всегда, даже в самой тупиковой ситуации, есть выбор. И иногда, чтобы все разрешилось, нужно довериться окружающим или Всевышнему, а не творить только свою волю, думать, что только ты можешь все сделать, и полагать, что от тебя зависит все».