Хорошие девочки: 27-й «Кинотавр» открылся лошадиной дозой «женского кино»

В современном российском кино давно уже налицо «женский бум». Чтобы как-то его оприходовать, продюсеры кинокомпании «СТВ» собрали семеро знаменитых на всю страну и начинающих, но уже признанных в профессиональных кругах режиссеров-женщин для производства киноальманаха под названием «Петербург. Только по любви».

Причем этими семью (Авдотья Смирнова, Рената Литвинова, Анна Пармас, Оксана Бычкова, Аксинья Гог, Наталья Назарова, Наталья Кудряшова) первый эшелон российского «женского кино» никак не исчерпывается, и при желании можно соорудить сиквел с другим местом действия (вот навскидку еще даже не семь, а восемь фамилий — Проскурина, Меликян, Германика, Мещанинова, Сайфуллаева, Манжеева, Меркулова, сестры Носик).

Не сказать, что новеллы про Питер складываются в одно целое, но это и хорошо, что продюсеры не требовали от авторов обязательных признаний в любви «прекрасному городу на Неве». Не сказать также, что каждая из постановщиц обладает настолько своеобразным голосом, что он отличим в общем хоре. Это, ясное дело, не относится к замыкающей антологию новелле Ренаты Литвиновой «Сны Иосифа», но узнаваемость манеры (или манерности) не делает лучше это сумбурное повествование о сумбурных съемках фильма о снах Иосифа Бродского (этот фильм в фильме, кстати, тоже снимает женщина).

«Тема города» не тупо, парадоксально звучит в первой новелле альманаха «Аничков мост» Натальи Кудряшовой, в которой интуристы открывают глаза замученной экскурсоводше (Полина Кутепова) на красу и архитектурные особенности ее родного города. А в едва ли не лучшей, самой живой короткометражке цикла, «Селфи» Аксиньи Гог, романтически-экзальтированная молодая особа (Анастасия Пронина) прибывает в Питер, чтобы по-декадентски шикарно покончить с собой, но город и его обдолбанные молодые люди не способны дать ей ничего, кроме бесконечной череды селфи.

Робкие ростки гендерного самосознания дают о себе знать в «Девочках» Анны Пармас и «Просто концерте» Натальи Назаровой. В первом фильме автор клипа про «лабутены», сработавшая в этот раз на деталях и полутонах, дает тихий, но остроумный комментарий к ситуации полного отсутствия мужского начала на всех уровнях современной жизни. Расходящиеся в оценке исторической роли И. В. Сталина мать и дочь (Светлана Камынина и Надежда Маркина) сходятся на желании воспитать очередную девочку без участия мужчин. О том, что еще не рожденной девочке не светит «женская доля» свидетельствуют уменьшительные имена, которые рассматривают для нее родительницы — Паша или Вася.

В истории под названием «Просто концерт» одинокая крановщица (Анна Уколова) и вовсе выдает дочку за мальчика, поскольку, по ее убеждению, в этом мире все лучшее принадлежит мужчинам.

За романтическую нагрузку в альманахе отвечают Авдотья Смирнова и Оксана Бычкова.

Автор «Двух дней» и «Кококо» с ее мягкой иронией в адрес городской интеллигенции на раз узнаваема в своем «Выгуле собак» - в нем неустроенная героиня Анны Михалковой, не добившись результатов от камланий шамана (неожиданный Михаил Боярский), встречает-таки свое неуклюжее счастье на собачьей площадке.

В прекрасно сделанной мелодраме «Утро» Бычковой девушке дарит прикосновение на автобусной остановке обаятельный глухонемой парень (Александр Паль). И пусть их отношения омрачены обманом, это все-таки дело житейское, поскольку впереди еще целый день.


 



Петербург. Только по любви

В Петербурге легко почувствовать себя влюбленным. Здесь запросто решаются на авантюры, вмиг меняют рабочий комбинезон на вечернее платье и готовы доверить свою судьбу шаману. В этом городе иногда кажется, что если прыгнуть с крыши, то можно взлететь, что бронзовые скульптуры вот-вот оживут, а Иосифа Бродского еще можно спасти, если снять про него кино. «Петербург. Только по любви» собирает вместе семь уникальных женских голосов: Авдотья Смирнова, Рената Литвинова, Анна Пармас, Оксана Бычкова, Аксинья Гог, Наталья Назарова, Наталья Кудряшова – каждая из них рассказывает свою историю о любви и одиночестве, случайности и надежде; сюжеты и герои этих новелл заставляют вспомнить о деликатном ленинградском кино и том времени, когда «ленфильмовский» Медный всадник в начале сеанса обещал зрителю кино не только умное, но и человечное. Кино о людях и для людей.



Подробнее...