Интервью Бориса Хлебникова, обладателя главного приза «Кинотавра-2017»
Главный приз «Кинотавра» получил фильм «Аритмия» Бориса Хлебникова с Александром Яценко (приз за лучшую мужскую роль) и актрисой Ириной Горбачевой. Это первая большая награда режиссера «Коктебеля», «Долгой счастливой жизни» — в 2013 году этот фильм был на Берлинале — и сериала «Озабоченные».
Журналистка «Медузы» Саша Сулим поговорила с Борисом Хлебниковым о его новом фильме, победе на «Кинотавре», обысках у Кирилла Серебренникова и задержаниях на митингах.
— Почему вы решили снимать фильм именно о работниках скорой помощи?
— Однажды мне позвонил продюсер телеканала ТНТ Алексей Агеев и спросил, не хочу ли я написать какой-нибудь телемувик выходного дня, в жанре романтической комедии. Я согласился и придумал сюжет про молодую пару, которая хочет развестись, но денег у них нет, а квартира снята на четыре месяца вперед. Именно такую комедию мы собирались писать с Наташей Мещаниновой (соавтор сценария — прим. «Медузы»). Когда дело дошло до того, чтобы придумать профессию нашим героям, мы методом тыка решили: пускай они будут врачами. Но когда мы начали погружаться в материал, то поняли, что комедия у нас уже не получится.
— Наталья Мещанинова рассказала, что когда она работала над сценарием, то просила реальных врачей записать ей на видео несколько своих посиделок. Каким образом вы еще изучали материал?
— Я всегда перед тем, как приступить к написанию сценария, стараюсь погрузиться в среду своих героев. В случае с «Аритмией» у нас был специальный помощник: режиссер-документалист записывал для нас на камеру будни врачей. Мы внимательно изучали документальный сериал, снятый в Екатеринбурге про врачей скорой помощи; у нас были консультанты-врачи — с ними мы тоже подробно общались. Ведь совершенно неважно, что потом войдет в фильм из всех этих рассказов, — важно то, что набирается целая горка разговоров и впечатлений, изучив которую невозможно наврать, у тебя это уже просто не получится. В фильме нет прямых заимствований из жизни, но когда у тебя появляется определенный объем знаний, ты начинаешь писать достоверно.
— Вы часто говорите, что показывать героя через его профессию для вас важнее, чем через его отношения с родными и близкими. Почему?
— Когда я знакомлюсь с другим человеком, то обращаю внимание на две вещи: чувство юмора и то, как человек рассказывает про свою работу, — по одному этому можно понять про человека практически все. Если он рассказывает с счастьем о ней, то ему повезло — он нашел свою профессию. А если человек несчастлив в профессии, то он, в общем…
— Несчастлив и в жизни?
— Несчастлив и в жизни, абсолютно точно. Я уверен в этом, это не романтика, а бизнес-план. Это же невероятно глупо — ходить на работу, которая составляет большую часть дня, и там скучать. Просто нелепо.