Мультипликативный эффект - репортаж о студии «Мельница»

Как работает студия «Мельница», где сделали фильм-номинант премии «Оскар» 2016 года, – в репортаже «Эксперта Северо-Запад».

Когда идешь по ярким зеленому, синему, сиреневому этажам студии, сразу чувствуешь: здесь трудятся творческие личности. Наряженный скелет сторожит один из кабинетов, на соседней двери красуется вывеска «Клуб «Диоген», на стенах – экспозиция живописных работ сотрудников. График свободный, главное – все успевать в срок. Современным аниматорам действительно нужно уметь не только рисовать, но также отлично владеть целым комплексом компьютерных программ и иметь огромный запас терпения. Но и это еще не залог успеха. «Аниматор – это артист прежде всего. Это особенность этой профессии», – рассказывает Александр Боярский.

Собственное здание на проспекте Большевиков «Мельница» построила к своему 15-летию. А начиналась история одной из самых успешных российских анимационных компаний с легендарного «Леннаучфильма» в 1999 году. От первого адреса на Мельничной улице и оттолкнулись, придумывая название. Тогда Александр Боярский и Валентин Васенков занимались здесь созданием музыки к фильмам и познакомились с сотрудником цеха анимации и будущим художественным руководителем «Мельницы» Константином Бронзитом. После первых опытов в анимационном кино Александр Боярский вместе с товарищем Сергеем Сельяновым официально зарегистрировали студию (на паритетных началах 50/50), собрали команду и начали работу над четырехсерийным мультфильмом «Приключения в Изумрудном городе» по заказу НТВ. Затем был первый полнометражный фильм – «Карлик Нос» (2003 год) по одноименной сказке Вильгельма Гауфа, который собрал в прокате 700 тыс. долларов, что для российского кинорынка стало своеобразным рекордом. Однажды Сергей Боярский получил письмо от студента из Днепропетровска Максима Свешникова с отрывком сценария о приключениях богатыря Алеши Поповича, в современной интерпретации. Идея и фольклорная тема пришлась по душе. Так и началась история самой успешной отечественной анимационной киносаги. И пусть сборы первого фильма «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004 год) не превысили производственный бюджет в 2 млн долларов, но внимание зрителя и хорошую оценку коллег лента получила. Вышедшее в 2006 году продолжение «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» также не окупилось в прокате. Но третий мультфильм «Илья Муромец и Соловей Разбойник» (2007 год) собрал уже 10 млн долларов при бюджете в 3,5 млн – пришел долгожданный успех.

«О марже бизнеса в киноиндустрии говорить сложно, практически каждый фильм уникален. Свой бюджет на производство и рекламу, свой успех у зрителя, своя международная составляющая, – говорит совладелец студии «Мельница» Сергей Сельянов. – Это рискованный бизнес, и даже американские кинематографисты, самые главные кинематографисты планеты, тоже часто ошибаются».

«Если вы ориентируетесь на экспорт, то к англоязычному озвучанию важно привлечь актеров-звезд мирового уровня, плюс взять дополнительные услуги у зарубежных коллег, например, связанные с постпродакшеном. Эти позиции могут стоить и 500 тыс. долларов, и 1 млн, и больше», – оценивает Сергей Сельянов.