Интервью с Сергеем Сельяновым: «Риски надо любить»

Глава кинокомпании СТВ Сергей Сельянов – один из самых авторитетных российских кинопродюсеров, известный в том числе своей работой с Алексеем Балабановым. Полина Сурнина поговорила с Сергеем Михайловичем о «непопкорновом» кино, толерантности Чингисхана и безупречности Никиты Михалкова.

Одно из определений продюсера – человек, который умеет любить чужое. А что для вас значит быть продюсером? Что входит в это понятие?

Всё верно, только эту мысль нужно продолжить. Да, тебе приносят чужое, но если оно по духу твое, то тут же становится твоим, и никто уже не разбирает, кто первым сказал «мяу». Кино – это командный вид спорта. Твой ли это проект, придуманный собственной головой, или развитый совместно с другим автором – всё равно потом ручейки сливаются в эту самую любовь. Потому что дело это довольно хлопотливое, непростое и затратное. Как его делать без любви, я даже не представляю.

В сентябре выходят два фильма, которые вы продюсировали: «История одного назначения» Авдотьи Смирновой и «Сердце мира» Наталии Мещаниновой. Как сложились эти проекты?

Мы с Дуней сделали замечательную, на мой взгляд, ленту «Кококо». А еще мы друзья. Этому чувству нельзя поддаваться, когда речь идет о картине, потому что главное – это фильм. Даже во имя дружбы нельзя делать кино, к которому душа не лежит. На этот раз дело было так: мы встретились, она коротко рассказала, что в жизни Льва Николаевича Толстого был такой эпизод, который на него очень сильно повлиял (по сюжету Толстой пытается спасти от трибунала писаря, ударившего офицера. – Прим. ред.).

Похоже, сейчас опять настало время рассказывать такие истории, потому что происходят какие-то турбуленции с ценностями. А кино должно обращаться не только к сиюминутному бодрому позитиву (хотя это оно обязано делать тоже), но и предлагать аудитории более значительные смыслы. В некотором смысле, это даже обязанность художника. Тем более что в России это всегда было востребовано народом.

С Наташей Мещаниновой мы познакомились во время работы над проектом «Аритмия» Бориса Хлебникова, для которого она вместе с ним написала сценарий. А несколько лет назад у нее был режиссерский дебют, высоко оцененный кинематографическим сообществом. Поэтому когда она принесла сценарий, сомнений не было. Картина случилась, она победила на «Кинотавре», была отобрана к участию на фестивале в Сан-Себастьяне. Это очень престижный киносмотр, куда крайне редко приглашают российские картины.

Как вы думаете, почему «Сердце мира» понравилось жюри и получило Гран-при «Кинотавра»?

Сильное кино – это неопределенный, но самый правильный ответ. Очень достоверное. Трогает тема человека, который пытается найти в близких, но тем не менее в чужих людях свою семью. Это тонко сделано. А если еще прибавить антураж – мир притравочной станции со всей ее живностью, лисами, собаками и оленями… Это естественная семья для героя фильма.