Продюсер Сергей Сельянов - о том, какие фильмы ждут от России зарубежные зрители

В Академии Никиты Михалкова прошел мастер-класс Сергея Сельянова, главы одной из крупнейших российских кинокомпаний «СТВ». Сельянов относится к числу тех продюсеров, деятельность которых определяет ландшафт нашего кинематографа. С его именем связаны как работы режиссеров-авторов (все главные фильмы Алексей Балабанов снял в тандеме с Сельяновым), так и кассовые хиты - в частности, две самые популярные анимационные франшизы страны, про трех богатырей и про Ивана Царевича.

Корреспондент «РГ» записал главные тезисы выступления Сергея Сельянова, который считает, что российское кино переживает времена отнюдь не безнадежные.

О ситуации в российском кино

Российское кино существует в условиях открытого рынка. Мы напрямую конкурируем в кинотеатрах с американскими фильмами. Другие вызовы для нашего кинематографа - это появление новых средств доставки контента для зрителя и конкуренция кино с другими развлечениями. Это означает, что кинематографистам требуется отвечать на эти вызовы, чтобы выжить. Сложившуюся в последние годы ситуацию в кино я оцениваю вполне оптимистически, потому что, несмотря на всю справедливую критику, мы довольно многому научились. Мы научились чувствовать зрителя. Работать с большими бюджетами. Это важно, потому что сегодня зрителю нужно зрелище. Не будет такого, чтобы он заплатил за билет, если фильм скромно снят. Никто сегодня за «Доживем до понедельника» деньги в кинотеатр не понесет. Все будут таким фильмом тронуты, но посмотрят его бесплатно. Исключение - комедии. Так вот, за последние пять-семь лет у нас появилось 20-25 зрительских картин, которые как минимум заслуживают уважения. Были и сборы хорошие, да и сами картины сделаны на профессиональном уровне. Поэтому и накал борьбы наших соотечественников с российским кино спал. Если пять-семь лет назад при словосочетании "российский фильм" все говорили "какой ужас", то теперь ситуация все-таки иная.

О выходе на международные рынки

Мы стали увереннее выходить на другие территории. Раньше ни один зрительский российский фильм никуда не продавался - исключения были единичными. Сегодня нам по-прежнему далеко до американцев, но ситуация коренным образом изменилась. Особенно если речь о нашей анимации, которую смотрят во многих странах. На мировом рынке анимации ситуация такая: пять-шесть американских мейджоров контролируют значительную его часть. А вот за оставшийся кусок пирога борются производители из Франции, Японии, других стран. В этой борьбе во втором эшелоне мы сегодня на первых позициях. Мультфильм «Снежная королева» продан в 130 стран мира, причем с обязательством выпустить фильм в прокат. Это высший класс. Это не должно удивлять, потому что в анимации мы делаем многие вещи лучше всех в мире. Или делаем мы сейчас фильм «Скиф» (фэнтези по мотивам древнеславянской истории. - «РГ»). Этот фильм на American Film Market был продан на пару территорий в тот момент, когда мы еще не сняли и кадра. Такого раньше вообще не было. Это свидетельство какого-то уровня, которого мы достигли.