Студия «Мельница»: рассказывает Сергей Сельянов

В рамках проекта ТАСС «История российской мультипликации: семь самых крупных анимационных студий страны», продюсер Сегей Сельянов рассказал о создании студии «Мельница», о любимых работах, и о российской анимации в целом.

В Советском Союзе, как всем известно, очень много было сделано замечательных мультфильмов, была школа. Делались они в основном в Москве на "Союзмультфильме", также в Киеве и Ереване. Но в Питере не было анимационной студии. Поэтому если бы мне сказали в середине 90-х, что я буду этим делом заниматься, я бы очень удивился и не поверил.

Мультфильмы я люблю, но наша кинокомпания СТВ, которая тоже находится в Петербурге, снимала обычные художественные игровые фильмы. И в какой-то момент мой товарищ Александр Боярский, у которого была студия звукозаписи, — вскоре после фильма «Брат», который мы закончили в 97-м году, — позвонил мне и сказал (денег совсем не было, и все искали возможность, где заработать — везде, где только можно): вот тут обратились ко мне англичане, мы для них делали техническую анимационную работу, связанную не только со звуком.

Мы ее закончили, даже команда собралась, потому что какие-то люди в Питере были. Константин Бронзит прежде всего, который теперь уже является одним из мировых лидеров в авторской анимации. У него было несколько человек, которые делали техническую работу: вся творческая была в Англии, а задача моих питерских коллег была в том, чтобы совершить ряд технологических анимационных операций. Ну и, соответственно, как я сказал, заработать немножко денег.



Вот мы закончили эту работу, и Боярский мне говорит: как-то жалко, может, что-то с этой анимацией поделаем дальше? Он тоже никогда не имел никакого отношения к этой самой анимации — звуком занимался всю жизнь. И я ему ответил: да, давай, просто потому что я это очень люблю. Хотя у меня ни опыта, ни какой-то специальной анимационной выучки. Ну сказали и начали делать.

Начали собирать еще людей, кого-то обучать. Была на "Леннаучфильме", где мы базировались, так называемая техническая анимация. То есть делал "Леннаучфильм" учебные фильмы, иногда анимационные. Например, помню до сих пор замечательный фильм "Дельта-функция", который весь состоял из графиков, из кривых, из всяких математических абстракций, но был весьма любопытен. Но это специфический прикладной вид анимации.

Тем не менее мы какие-то творческие кадры оттуда почерпнули. И решили, что будем делать "Волшебника изумрудного города". Вскоре к нам присоединилось НТВ, услышав о нашем проекте. Сказали: давайте, нам это тоже интересно. Ну вот, вместе с ними сделали четыре телевизионные серии: про Элли, Дровосека, Тотошку и так далее. Но тут с НТВ произошли известные события: сменили владельца, сменили все. Деятельность наша совместная прекратилась, но мы уже остановиться не могли.



И решили замахнуться на большой полнометражный фильм — какую-то уже уверенность в своих силах ощущали. Это был "Карлик Нос" по сказке Гауфа. Мы ее переписали, внесли в нее мотивы из других сказок Гауфа, не только из этой — и пошло-поехало. Вот так родилась "Мельница". Сначала просто работали вместе, но вскоре создали собственную студию. Название — от "Леннаучфильма", который располагается на Мельничной улице, дом 4. Там напротив большой мельничный комбинат — муку вырабатывал. Недолго думая, назвали "Мельница".