Борцам здесь не место: «Аритмия» Бориса Хлебникова
Один из родоначальников «новых тихих», автор «Долгой счастливой жизни» снимает под Ярославлем свой новый фильм «Аритмия», где места его прежним героям уже нет.
На окраине Ярославля — серого и промозглого, как большинство российских городов в конце октября — дворы из стандартных блочных домов, где у подъездов не хватает разве что надписи «Оля — сиська», которую когда-то исследовал герой Александра Яценко в новелле «Позор» из альманаха «Короткое замыкание».
В 2009 году этот сборник короткометражек объединил режиссеров так называемой «новой российской волны». Никакого всплеска авторского кино тогда не случилось — волна постепенно превратилась в «новых тихих». Коллеги Хлебникова по «Короткому замыканию» Иван Вырыпаев и Кирилл Серебренников вновь вернулись в театр. Более близкие по духу режиссеры Алексей Мизгирев и Николай Хомерики теперь снимают крупнобюджетные фильмы. Хлебников после трехлетнего перерыва на сериал «Озабоченные», созданного для телеканала ТНТ, продолжил делать свое тихое кино. Его новый фильм
«Аритмия», с одной стороны, продолжает интеллигентно рефлексировать на темы современной России, с другой — выдерживает традиции скромного европейского кинематографа, не отягощенного аттракционами и громкими социальными лозунгами.
По словам Хлебникова, его очередная кинолента изначально задумывалась как «телемувик о людях, которые хотят развестись». Потом режиссер вместе с соавтором сценария Наталией Мещаниновой (режиссером громкого дебюта «Комбинат „Надежда“») придумали главному герою профессию врача скорой помощи. Его играет Александр Яценко, который часто снимается у Хлебникова. Авторов вдохновил документальный сериал «Скорая помощь», созданный одним из екатеринбургских телеканалов. Хлебников и Мещанинова написали сценарий на основе рассказов реальных врачей из разных российских регионов и позвали на площадку консультанта из ярославской скорой помощи, который помогает в режиссуре больничных сцен.
«Я никогда в жизни не думал, что врачи работают именно так. Их работа меня просто завораживает. То, как работают их руки, как им удается сохранять спокойствие. Ты каждый день приезжаешь на новый вызов. Он может быть ложным, где человек просто требует к себе внимания, или оказаться абсолютно тяжелым случаем. В этом смысле поражает техничность и профессионально правильная эмоциональная неподключенность», — рассказывает Хлебников.