«У Балабанова фильм в голове был готов уже до съемок»: режиссер Сергей Сельянов — о друге

С 21 мая по 27 августа в кинотеатре Горизонт Cinema&Emotion пройдет показ фильмов Алексея Балабанова. В Ростов на открытие ретроспективы приехал продюсер, режиссер, основатель компании СТВ Сергей Сельянов. Он продюсировал большинство фильмов Балабанова, в том числе такие знаковые картины как «Брат», «Брат 2» и «Груз 200».

«Городской репортер» публикует подборку самых интересных высказываний Сергея Сельянова, посвященных другу.

Фото: media.filmz.ru

Фото: media.filmz.ru

Алексей Балабанов и съемочный процесс

С Алексеем никогда не было сложно работать, потому что он — выдающийся режиссер, который понимал, что делать. У Балабанова фильм в голове был готов уже до съемок. Такой есть классик французский Рене Клер (кинорежиссер, писатель, актер — прим. ред.), который как-то сказал: «Кино готово, осталось его только снять». У Балабанова было примерно также, он знал, что и как снимать.

Конечно, бывали обстоятельства, которые из другой вселенной приходили и ломали нам жизнь, но это не связано с кинопроизводством. Например, Леше с погодой не везло. Природа ему никогда на встречу не шла. А в кино же все сурово, потеря любого съемочного дня рассматривается как ЧП.

Леша мог быть очень жестким, ему важно было доминировать над человеком в диспуте. Он немедленно включался в процесс, делая это очень здорово. Балабанов мог орать на свою съемочную группу, которая, кстати, была у него постоянная. Но при этом он считал абсолютно нормальным, если бы наорали и на него.

Фото: РИА Новости

Фото: РИА Новости

Алексей Балабанов и звук

Со звуком Балабанов работал исключительно сильно. Понятно, что и с другими компонентами кино он был на «ты». Леша многих артистов переозвучивал, причем знал, что будет так делать, заранее. И, действительно, это даже меня удивляло. Видишь — очень хороший эпизод. Но он переозвучивает одного или двух артистов этой сцены другими, и вдруг она становится на процентов 30 лучше.

С музыкой было то же самое. Он с ней — одно из его любимых выражений — дружил. Музыку для своих фильмов Балабанов выбирал сам, с композиторами практически не работал. Он брал существующие треки, выбирал среди них, вставлял, соединял с изображением, дожимал монтажом. То, что ложилось, и то, что входило во вселенную этого конкретно фильма, то и приживалось в картине. Иногда он заранее знал, что вот под эту музыку хочет снимать кино. Так было с Дидюлей (музыкант, композитор Валерий Дидюля — прим. ред.) в фильме «Кочегар». Так было в последнем фильме Балабанова «Я тоже хочу» с Леней Федоровым (рок-музыкант, композитор Леонид Федоров — прим. ред.).

И, может быть, кто-то помнит, что диск с саундтреком побил все рекорды продаж с каким-то колоссальным отрывом. Он был исключительно популярный.