Сергей Сельянов: «Кино — очень рискованный бизнес, и в этом его прелесть»

Инвесторов, готовых вкладывать в кино десятки миллионов долларов, Сергей Сельянов — продюсер и директор кинокомпании «СТВ» — предупреждает, что свои деньги они могут потерять. Сам он помогает дебютантам снимать фильмы, которые не всегда собирают кассу, и уверяет, что такая стратегия себя оправдывает.

Кинокомпания «СТВ» завершила съемки фильма «Своя война» о действиях в Сирии. Сценарист, режиссер и исполнитель главной роли — актер Алексей Чадов. Его персонаж — реинкарнация сержанта Ивана Ермакова из картины Алексея Балабанова «Война», с которой началась актерская карьера Чадова. Этот режиссерский дебют Сергей Сельянов считает успешным.

В интервью 66.RU он объяснил, почему готов нести убытки, доверяя постановку фильмов людям без опыта.

— Есть мнение, что при советской власти хороших фильмов снимали больше, а теперь их — считаные единицы, и уровень все равно не тот. Вы с этим согласны?

— В Советском Союзе выпускали 150 фильмов в год, среди них было примерно 10% хороших, даже отличных, и два-три — замечательных. То же самое — в США, где снимают 600–800 фильмов в год, в Индии, в Китае — везде. Некоторые, ссылаясь на принцип Парето, говорят, что правильная цифра — 20%. Спорить не буду. Насчет десяти процентов есть цитата математика по фамилии Доджсон, известного как Льюис Кэролл, который выразился с английской прямотой: 90% чего бы то ни было — полное дерьмо. Это и сейчас так. И, похоже, будет всегда. У сильных компаний, сильных режиссеров, сильных продюсеров процент хороших фильмов выше. Сейчас в России снимают несколько меньше, чем в СССР, — приблизительно 120 фильмов в год. Нормальный, в общем, показатель, особенно если учесть огромное количество сериалов, которые в СССР почти не производили. Но ограничений никто не ставит. С одной стороны, рынок переполнен — конкуренция с теми же американцами — колоссальная. Но если вы сейчас решите снять кино или сериал, никто возражать не станет, а если вашему примеру последуют еще 100 человек, то и слава богу.

— Опыт компании «СТВ» подтверждает эти пропорции плохого/хорошего?

— Мое мнение — не показатель. Наверное, это опрометчиво, но я делаю только те проекты, которые мне нравятся — к большинству из них отношение у меня позитивное. Есть неудачи — я это внутренне признаю, и есть несколько картин, не собравших кассу, но я рад, что выпустил их на экраны, потому что речь идет о качественном продукте. Такие фильмы долго живут в Сети и на телевидении, подтверждая мою самоуверенную оценку. Время — лучший фестиваль, есть такая фраза. И это — один из главных критериев, что фильм получился, даже если он не особенно заработал в момент выхода на экраны. Например, в 2015 году братья Чижиковы сняли свой первый полный метр «Парень с нашего кладбища», в главной роли — Александр Паль. Комедийный триллер. В прокате картина прошла незаметно, но до сих пор активно востребована на платформах, в онлайн-кинотеатрах и на телевидении. Нет никаких сигналов, что фильм умрет в ближайшее время.

— Сколько сценариев вы прочитываете, если девять из десяти приходится отправлять в корзину?

— Сценариев много. Подсчитывать их — напрасный труд. Мы с вами начали разговаривать в 11 утра, к этому времени я успел прочитать два. Иногда мне приходится оценивать тексты как участнику экспертного совета Фонда кино и экспертного совета «Кинопрайма» (частный фонд развития кино, учрежденный бизнесменом Романом Абрамовичем, — прим. ред.). Если говорить о собственном производстве, то в компанию «СТВ» самотеком поступает около 1,5 тысяч сценариев в год. Одному мне с таким объемом не справиться, помогает редакторский отдел — его сотрудники говорят, на какие тексты обратить внимание. Когда подходящая идея появляется у нас, мы набрасываем синопсис и сами ищем сценариста, который сумеет выстроить драматургию. Иной раз сценарий существует в десятках вариантов. Если работа заходит в тупик, приглашаем другого автора.

— Вы раньше говорили о проектах, которые не можете запустить из-за того, что нет хороших сценаристов. Сейчас они появились?

— Талантливых и профессиональных людей (или просто профессиональных) в кинематографе по-прежнему не хватает. Если бы всякий раз, как вам в голову приходит идея, появлялся десяток сценаристов, готовых включиться в работу, это облегчило бы задачу продюсера. Но такого счастья нет даже близко. В целом со всеми доработками на сценарий уходит примерно полтора года. Меньше никак не получается. Поскольку сценарии зрительского кино (да и авторского тоже) творческий коллектив создает в жесткой связке с продюсерской командой и последнее слово остается за мной, наши компетенции за последние семь-восемь лет заметно выросли. Но это не значит, что мы ухватили бога за бороду и не нуждаемся ни в чьих советах.


 



Своя война. Шторм в пустыне

Иван давно вернулся с войны. Но война не отпускает его: он продолжает в нее играть, что уже стоило ему отношений с женой, а теперь может стоить и жизни. Иван отправляется в Сирию под видом иностранного военного корреспондента по имени Джон…



Подробнее...