Сергей Сельянов: «Российскому кино в репертуаре кинотеатров сегодня некуда встать»
31 марта в Москве прошла церемония вручения премии Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ). Награды раздают пятый год подряд, ассоциация на три года старше, и последние два года ее возглавляет глава компании СТВ Сергей Сельянов.
Мы расспросили Сергея Михайловича о проблемах индустрии, над решением которых сегодня бьется АПКиТ. Не осталась незамеченной и тема расчистки дат под российское кино.
Почему, на ваш взгляд, продюсерам удалось создать объединение, которое работает и решает вопросы, но мы не видим столь же убедительных примеров со стороны дистрибьюторов и кинотеатров?
Мне кажется, это дело зрелости. Продюсеры, наверное, созрели быстрее. Кроме того, насколько я знаю, мэйджорам американские юристы не рекомендуют вступать в общественные организации, боятся обвинений в картельных соглашениях. Однако никто им не мешает общаться неформально, но системно с другими участниками рынка и органами власти. Я предлагал мэйджорам создать такое неформальное объединение. Они отнеслись к идее положительно, но прошел год и четыре месяца, и пока результата не видно. Что касается «Киноальянса», то там проблема известна. В такую организацию должны входить собственники, а когда входят менеджеры, она малоэффективна, поскольку менеджеры могут решать только 15 процентов всех вопросов. Уровень представительства в «Киноальянсе» не соответствует задачам, которые ставит рынок. Надеюсь, эта ситуация переменится, мы очень в этом нуждаемся. Вообще, одной из задач АПКиТ является по мере сил создание мощных профессиональных организаций во всех сферах. Мы хотим, чтобы была актерская гильдия или несколько гильдий. Не агентства, с которыми мы сейчас работаем и которые, по сути, не несут ответственности за актеров и не могут их в хорошем смысле построить. Глупо постоянно ссылаться на Америку, но надо, чтобы было, как там: встретились один раз в год, приняли правила игры, в следующем году что-то изменили с учетом тенденций. И так должно быть со всеми игроками индустрии. Они, конечно, все общаются сейчас, но определенной дисциплины и ответственности нет.
В недавнем интервью нашему изданию генеральный директор «Невафильм» Олег Березин говорил, что объединение кинотеатров возможно, если они признают такую необходимость. Значит, сейчас пока нет желания?
Видимо, нет. Есть еще проблема, связанная с руководством таких ассоциаций. У нас относительно молодой бизнес. Руководители наших общественных организаций – это действующие кинематографисты. Они не могут посвящать общественной деятельности достаточно времени. И сейчас я вновь хочу сослаться на опыт США. Там в кресло главы ассоциации садится какой-нибудь крепкий мужик, которого все знают и уважают в индустрии, у него за спиной определенный бэкграунд. Этот человек закончил свою бизнес-карьеру, он свободен и ему интересно. Вот нам таких людей не хватает. Эффективность общественных организаций была бы выше, если бы в их главе стоял такой человек. Вернемся к кинотеатрам. Мы знаем, что им сейчас живется сложно, маржинальность низкая. Мы заинтересованы в том, чтобы они жили хорошо. Поэтому стараемся, чтобы баланс интересов продюсеров и кинотеатров не нарушался. Мы выступали против квот, именно исходя из интересов кинотеатров, а не мэйджоров. При том что у нас к кинотеатрам очень большие претензии. Взять хотя бы печатную рекламу – порой она где-то валяется, и дела до этого никому нет. Это возмутительно. Бегать по всей стране и отслеживать мы не можем, даже по одной Москве нет такой возможности. Бесконечно обрезают ролики. Я выступал за то, чтобы 30 процентов индора и трейлеринга было за российским кино. Эта инициатива, конечно, вряд ли будет воплощена в жизнь, но с нашей стороны это некий сигнал.