Балабанов будет жить в цифре

25 февраля исполнилось бы 55 лет Алексею Балабанову — выдающемуся режиссеру, которого не стало 18 мая 2013 года. Раньше в свой день рождения Балабанов любил начинать съемки нового фильма. Так было и с последней картиной «Я тоже хочу», в которой он снялся в роли самого себя.

Теперь, в те же дни, начинается работа по реставрации и оцифровке его полной фильмографии. Сергей Сельянов, продюсер и близкий друг режиссера, рассказал «МК» про то, как это будет происходить, а также про самый первый киноопыт Балабанова, короткометражку «Раньше было другое время», специальный показ которой состоится в его день рождения.

— Я и сам его видел последний раз лет двадцать назад, если не больше, — говорит Сельянов. — Так что мне будет так же интересно его посмотреть, как и остальным. Это один из двух фильмов, которые Балабанов сделал еще в те времена, когда работал ассистентом на Свердловской киностудии. До того Балабанов занимался документальным кино — это позволило ему объездить всю Сибирь и Дальний Восток, Урал и Камчатку. Одно время он даже снимал для киножурнала «Советский Урал». Такие журналы показывали в кинотеатрах перед обычными сеансами. В них, как правило, входили новости дня и зарубежная хроника. Один из выпусков Леша сделал с участием Бутусова. В то время ворота гласности только-только начали открываться, и подобная музыка находилась под полузапретом. Увидеть «Наутилус» для зрителей было — все равно что услышать «Битлз». В итоге народ толпами покупал билеты, смотрел десять минут журнала и выходил из зала. После чего люди пили пиво, опять покупали билеты, ждали следующего сеанса — и так по кругу.

Еще вы начали процесс перевода всех фильмов Балабанова в цифровой формат...

— Это наш совместный проект с «Госфильмофондом», чему я очень рад. В прошлом году у нас состоялся разговор с его директором, Николаем Бородачевым, и он с радостью откликнулся на эту идею.

Делается это по нескольким причинам. Многие картины Балабанова, в том числе «Брат», были сняты в доцифровую эпоху, а это значит, что они существуют в аналоговом виде — на пленке. И хотя когда-то «Груз 200» стал первым российским фильмом, который шел в нашем прокате в цифровом формате, после этого стандарты не раз повышались и улучшались. Поэтому полгода назад мы начали переводить все фильмы Балабанова в цифру. Мы делаем это не только в архивных целях. Не менее важна жизнь фильмов — чтобы она продолжалась. На телевизионных экранах, на интернет-площадках. Для этого тоже надо их оцифровывать — и делать это максимально качественно, с реставрацией изображения и звука.