Май 29, 2020

«Брат 2»: Сергей Сельянов рассказал, как «пираты» помешали окупиться первому российскому блокбастеру

В интервью ведущему программы «Индустрия кино» Ивану Кудрявцеву продюсер Сергей Сельянов, возглавляющий кинокомпанию «СТВ», рассказал о нелёгкой судьбе фильма «Брат 2», ставшего первым российским блокбастером.

Фильм режиссёра Алексея Балабанова вышел на экраны в сложное для кинопрокатной отрасли время – расцвет «пиратства» и отсутствие достаточного количества кинотеатров не позволили окупиться многим проектам. Как оказалось, «Брат 2» смог отбить свой бюджет, но произошло это на несколько лет позже.

Фильм «Брат 2», главную роль в котором сыграл Сергей Бодров-мл., стал настоящим зрительским хитом, что фактически сделало его первым российским блокбастером. В прокат фильм вышел 11 мая 2000 года. При бюджете $1,5 млн, «Брат 2» освоил $1,08 млн, что в целом, учитывая ситуацию в кинопрокатной отрасли, было очень даже неплохо. Этот фильм Балабанова положил начало современному кинопрокату – бизнесмены поняли, что зрители готовы платить за билеты в кино, если там демонстрируются стоящие кинокартины. По словам Сергея Сельянова, «Брат 2» по итогам 2000-го оказался в пятёрке самых кассовых фильмов – в окружении голливудских кинохитов. Правда, собранных российской кинокартиной денег не хватило, чтобы окупить выделенный на её производство бюджет $1,5 млн.

Сергей Сельянов: «По итогам 2000-го года “Брат 2” был в пятёрке среди американских блокбастеров: он собрал миллион с чем-то долларов. Это было много по тем временам. В общем, это был кинотеатральный успех. Но этого далеко не хватало, чтобы закрыть бюджет фильма. Потом были “пиратские” кассеты, с которыми, как могли, боролись традиционными методами. Но было ясно, что многое зависит от скорости реализации легального тиража VHS, удобства этой реализации, чтобы картина не ушла раньше времени к «пиратам». В целом, добились существенных результатов, благодаря популярности фильма, в том числе на легальных кассетах. Бюджет отбился во втором или третьем году, когда начал резко расти телевизионный рекламный рынок и, соответственно, повысились закупочные цены на телевидении. Кино тогда на телевидении было главным продуктом. Я примерно скажу, но близко к истине, что если премьерный показ на телевидении в 98-е-2000-е годы стоил $10 тыс. долларов, то через три года эта цена достигала $150 тыс. — ну два, три показа. Вот тогда, через 2-3 года, удалось закрыть бюджет “Брата 2” и получать дополнительную прибыль».

Интересно, что для «Брата 2» была устроена большая кинотеатральная премьера, что для конца 90-х-начала 2000-х было редкостью. Мероприятие провели в кинотеатре «Пушкинский», который затем на протяжении многих лет был главной премьерной площадкой страны.

Сергей Сельянов: «Премьеру “Брата 2” мы устроили в кинотеатре “Пушкинский”. Это было одно из самых сильных впечатлений в моей жизни. Мы сидели на самой верхотуре, в директорской ложе — самый-самый последний ряд. Нас туда владельцы пригласили. Мы ещё с Балабановым думали: “Куда это, видно ли там будет?” Оказалось, очень хорошо видно и очень хорошо слышно. И мы сидели и периодически вздрагивали от взрывов эмоций, в этом зале переполненном…. казалось, что стены рухнут у “Пушки”. Я не знаю, наверное, в моей жизни больше не будет такой премьеры. Да, может, и не надо. Потому что это было какое-то слияние со зрителем, зрителей с фильмом. А, во-вторых, вздрагивали, как я уже сказал. Публика была самая разнообразная…..и она была прекрасная…. Мы вышли оглушённые…. Дальше ничего не помню».

Читать далее ...

Источник: FilmPro.ru