Июнь 29, 2017

Нескладуха жизни — вот герой «Кинотавра»

Главный приз совершенно предсказуемо у «Аритмии» Бориса Хлебникова по глубокому, точному сценарию Натальи Мещаниновой. Долгие аплодисменты после показа — свидетельствовали о редком для «Кинотавра» единении профессиональной аудитории и зрителей.

«Коктебель», «Свободное плавание», «Сумасшедшая помощь», «Пока ночь не разлучит», «Долгая счастливая жизнь» — фильмы Хлебникова при узнаваемом почерке непохожи, разножанровы. Однако в них впечаталась и история нашего авторского кино, и субъективная история нулевых-десятых: от Хлебникова. Но история эта рассказана — не точки зрения «теленовостей», которые фантазируют и пузырят нашу действительность. А «изнутри», от человека, его сложных взаимоотношений с реальностью. Драматичных отношений с самим собой.

«Аритмия» — нарушение сердечного ритма. Разлад, разброд, нескладуха. Как в жизни врачей Олега и Кати. Александр Яценко в роли опытного доктора, инфантильного в личной жизни, пьющего, страдающего, любящего, опускающегося — удостоен приза. Справедливо. Ирине Горбачевой награды не досталось: наверное у жюри просто не хватило наград. В программе было много необычайно сильных женских ролей. Например, работа Дарьи Жовнер в «Тесноте». Роль — ожог, не знаю уж какой степени. Просто вижу, что к Дарье, которую сравнивают с Кристиан Стюарт, уже выстроилась очередь из режиссеров и продюсеров.

Фильм Бориса Хлебникова про врачей. Олег работает на скорой помощи, она — в кардиологии. Давно женаты, любят друг друга, по-настоящему близкие люди. Но с какого-то момента их сосуществование стало механичным. Превратилось в прозу, коротко говоря. Стерпеть это — во всяком случае, Кате, не под силу. Хотя это и история про круговорот любви в природе человеческих отношений без начала и конца — она построена из сплошных параллельных. И они пересекаются. Контрапунктом теме внутрисемейного и внутриличностного разлада становится линия скорой помощи. Олег выезжает на вызовы, каждый из которых маленькая драма, трагедия или трагикомедия.

Про «скорую помощь» были сотни картин и сериалов, включая сериал с Клуни. Кино Хлебникова отличает негероическая, непафосная — напротив, тихая, даже интимная интонация. Здесь важен способ съемки — камеры Алишера Хамидходжаева не чувствуешь. Она просто рядом с героями: даже не приближает, а сближает их с нами.

Кино про обычных людей со своими рядовыми драмами, проблемами, непониманием себя и друг друга. Просто по работе эти люди оказывают помощь другим. Вот и приходится вытягивать их с того света на этот ненадежный. Фильм не льстит людям «благороднейшей профессии»им, не героизирует. Но благодаря изменчивой температуре эмоции, спрятанным внутрь реакциям на происходящее — возникает ощущение, что хорошо знаешь этих людей. Был у них в доме. Может, даже выпивал с ними. Переживаешь за них. И пульс стучит в сбивчивом сердечном ритме, совпадая с пульсом экрана.

Читать далее ...

Источник: NovayaGazeta.ru